Медицинские новости

Среда,  21  Июль  2021

Аутизм  и его диагностика у детей раннего возраста.

Что же такое детский аутизм или РАС?

Детский аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС), это нарушение психического развития, характеризующиеся аутистической формой контактов с окружающими, приводящих к нарушению социального взаимодействия.

Основные симптомы следующие:

 - нарушение социальных взаимодействий

 - расстройства в эмоциональной сфере

К характерным признакам заболевания относят:

 - нарушение или полное отсутствие зрительного контакта,

 - склонность к повторяющимся стереотипным движениям и поведения,

 - задержку речевого развития и мелкой моторики,

 - необычное использование слов или создает собственные словоформы слова,

 - отмечаются отклонения в развитии внимания, восприятия,

 - задержка интеллектуального развития.

Интеллектуальные способности при аутизме могут быть снижены или сохранены, изменяться от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства — все зависит от формы заболевания и степени его тяжести. Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. Но нужно помнить, что более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Причины  появления  аутизма

Расстройства аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей.

Возможна связь между возникновением РАС у ребенка и особенностями течения беременности:

 - недоношенность плода, всевозможные нарушения в развитии или строении плода,

 - использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени,

 -  гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности),

 - нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом,

 - хромосомные аномалии.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность, при наличии в семье аутиста, риск развития болезни у второго ребенка увеличивается. Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, когда становится видно отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Развиваются аномалии социального функционирования и особенности поведения сохраняются на протяжении всей жизни, что связано с генетической природой заболевания.

Симптомами аутизма у детей до года являются: 

·         зрительный контакт, его нарушение или полное отсутствие,

·         проблема ритуальности,

·         нарушение комплекса оживления,

·          патологическое отношение к близким родственникам,

·         отношение к словесному обращению и физическому контакту,

·         патологическая реакция на незнакомого человека.

Зрительный контакт, его нарушение или полное отсутствие
Этот симптом проявляется в отсутствии фиксации взгляда у ребенка или в активном его избегании. Родители замечают, что при попытке привлечь внимание ребенка и установить с ним зрительный контакт, малыш активно этому сопротивляется. Иногда установить зрительный контакт все-таки удается, но при этом ребенок как будто бы смотрит не на Вас («взгляд сквозь»). Взгляд  может быть неподвижным, застывшим или безучастным.

Проблема    ритуальности
Этот симптом появляется тогда, когда родители начинают вводить прикорм в рацион ребенка, то есть после 6 месяцев. Проявляется он в том, что ребенок на введения прикорма — на новую еду,  дает реакцию агрессии. Сложности появляются не только в питании, но и в смене обстановки или места. Малыш бурно или агрессивно реагирует на новое расположение мебели, новый прядок в своих игрушках. Всячески сопротивляется новой или необычной одежде. Одновременно появляется некая ритуальность — он ест еду в определенном для него порядке, его игрушки разложенным по определенной им самим схеме. Дети-аутисты негативно реагируют на новые помещения или среду — свою обновленную спальню, ясли, детский сад.

Нарушение   комплекса   оживления
Нарушение комплекса оживления встречается у каждого второго ребенка-аутиста в годовалом возрасте. Симптом проявляется в виде слабой реакции, а в тяжелом случае — в полном ее отсутствии, на внешние раздражители — свет, звук погремушки, окружающие голоса. Ребенок слабо реагирует на голос мамы, не откликается, когда она ее зовет. Он также вяло реагирует на улыбку, не отвечает в ответ на улыбку взрослого, обычно дети улыбаются в ответ на улыбку. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки. У детей с аутизмом также слабо развита моторно-двигательная функция — он не начинает активно переворачиваться с боку на бок, ходить, прыгать как другие дети. Не идет навстречу к маме, не испытывает чувства радости при первых шагах.

 

Отношение к словесному обращению и физическому контакту

Отсутствии реакции на словесное обращение и диалог с родителями, часто имитирует глухоту у ребенка. Именно поэтому часто родители первым делом обращаются к оториноларингологу. Также дети-аутисты не используют жесты подтверждения или отрицания — они не кивают головой; не используют жесты приветствия или прощания, не умеют поддерживать диалог с родителями. Не являются инициаторами диалога с родителями и членами семьи. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.

Патологическое отношение к физическому контакту— ласкам, «обнимашкам». При попытке погладить ребенка или обнять, он уворачивается или отстраняется. Дети-аутисты переносят лишь небольшие дозы физического контакта и довольно избирательны к тем, кто их проявляет. Некоторые дети могут предпочитать только определенные виды внимания – подбрасывания, кружения или качания.


Патологическое  отношение  к  близким  родственникам
Этот симптом также заметнее всего у детей до года. Он выражается в задержке или в отсутствии узнавания матери — ребенок не идет ей навстречу, не тянется к ней, не идет на руки. Также малыш слабо реагирует на мамины ласки, не проявляет потребности в заботе. Иногда такое отношение может проявляться по отношению к другим членам семьи, в то время как к матери ребенок испытывает сильную привязанность. В целом же в отношениях ребенка с взрослыми наблюдается амбивалентность (двойственность). Сильная привязанность может сменяться холодностью и враждебностью. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм.

Патологическая реакция на незнакомого человека
Патологическую реакцию на незнакомого человека проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Выражается эта реакция в тревоге, страхе, возбуждении и агрессии, в ответ на появление нового человека.

Симптомы аутизма расширяются дополнительными признаками

у детей до 3 лет.

·          нарушение общения с детьми,

·         разнообразные страхи,

·         патология развития речи,

·         стереотипии в поведении,

·         особенности развития интеллекта,

·         особенности игровой деятельности,

·         нарушение чувства самосохранения.

 

Нарушение  общения  с  детьми
Как правило, дети-аутисты избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным – ребенок просто изолируется от остальных детей, так и активным – появляется агрессивное, импульсивное поведение. Иногда круг друзей может ограничиваться родственником (братом или сестрой). В общем коллективе – в яслях, на улице, на дне рождения аутист находится недолго, так как компании часто он предпочитает уединение, поскольку излишний шум они не переносят и это их эмоционально раздражает.

Разнообразные   страхи
Детям-аутистам также свойственны не совсем обычные страхи. Как правило, они боятся не высоты или темноты, как другие дети, а бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета. Страхи объясняются повышенной чувствительностью (гиперестезией) детей-аутистов.

Страхами  детей-аутистов  являются:

·         шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;

·         яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;

·         атмосферные осадки – капли воды, снежинки.

При агрессивном течении заболевания наблюдается фиксация страхов с формированием бредоподобных идей. Это может быть страх всего круглого – при этом ребенок будет избегать всех предметов округлой формы. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, страх своей тени, страх люков и так далее.

Патология   развития   речи
Особенности речевого развития, а именно отставание в развитии речи, встречается у 70% детей, страдающих расстройством аутистического спектра.

 

Еще в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь — ребенок слабо реагирует на обращения к нему, значительно позже или совсем не гулит, не лепечет. Далее родители могут отмечать, что их ребенок предпочитает тихую и шепотную речь. Отмечается отставание в развитии речи — первые слоги и слова появляются позже, ребенок не говорит предложением, не выражает свои мысли.
Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов, которые ребенок слышит. Ребенок на обращенный к нему вопрос может повторять его несколько раз. Например, на вопрос , «сколько тебе лет?», ребенок отвечает «лет, лет, лет». Также наблюдается склонность к декларации, к монологам, к очень экспрессивной речи. Внимание родителей привлекает тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (не характерно личное местоимение «Я»).

Для большинства случаев аутизма характерно изначальное развитие речи с последующим регрессом. Так, родители отмечают что ребенок, изначально разговаривавший, вдруг замолкает. Словарный запас, ранее состоящий из десятка слов, теперь ограничивается двумя-тремя словами. Регресс речи может произойти на любом этапе. Чаще он отмечается в возрасте полтора года, но также может выявляться и позднее уже на уровне фразовой речи.

Стереотипии  в  поведении
При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается видом самостимулирующего поведения. Необходимо отметить, что здоровые люди также иногда проявляют стереотипии. Например, это выражается в наматывании волос на палец, в постукивании карандашом по столу, в пропускании песка сквозь пальцы. «Здоровые стереотипии» отличаются от патологических степенью интенсивности. При аутизме стереотипность наблюдается в движении, речи и игре.

Стереотипиями при аутизме являются:

·         стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;

·         стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;

·         стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;

·         тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;

·         обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.

 

Особенности   развития   интеллекта
Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у 70% детей, страдающего аутизмом. Отмечается интеллектуальная пассивность, отсутствие целенаправленности в деятельности, неспособность фиксировать внимание на чем-либо, страдает память и отмечается повышенная утомляемость у ребенка.
С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации. Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.

В то же время, ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30% случаев. Выражается оно в быстром развитии речи, фантазий, ассоциаций, а также в накоплении знаний в каких-то отвлеченных областях. В выборе наук дети-аутисты очень избирательны — наблюдается повышенный интерес к цифрам, странам, конструкциям. Очень развита слуховая память. Распад интеллектуальных функции наблюдается в случаях неблагоприятных исходов болезни. Он выражается в распаде навыков поведения, познавательной деятельности и ранее сформированной речи.

Особенности игровой деятельности
Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, либо в преобладании игры в одиночку. В первом случае ребенок игнорирует игрушки — не разглядывает их либо осматривает их без интереса. Нередко игра ограничивается элементарными манипуляциями — перекатыванием бусины или горошины, верчением пуговицы на нитке. Преобладает игра в одиночку, как правило, в определенном месте, которое не меняется. Свои игрушки ребенок складывает по определенному принципу, как правило, по цвету или по форме (но не по функциональности). Очень часто в своей игре ребенок использует совсем неигровые предметы.
Еще одной особенностью поведения является привязанность к неодушевленным предметам. Внимание детей-аутистов чаще всего привлекает орнамент ковра, какая-то определенная деталь одежды, рисунок на обоях.

 

Нарушение   чувства   самосохранения
Отсутствие чувства страха и рефлекса самосохранения часто встречается у ребенка-аутиста. Этот симптом может проявляться еще с детства, когда ребенок опасно свешивается за борт коляски или манежа. Более взрослые дети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты. Характерным является отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов. Так, обычный ребенок, нечаянно обжегшись, в будущем избегает этого предмета. Однако дети-аутисты могут «наступать на одни и те же грабли» множество раз, хлопанье себя по щекам, укусы самого себя и др. проявления аутоагресии.

Диагностика аутизма

При сборе жалоб и осмотре врач обращает внимание на особенности поведения пациента, проводит оценку текущего психиатрического статуса и уровня развития.

Для уточнения диагноза и повышения точности клинической диагностики используют дополнительные стандартизированные методики, относящиеся к «золотому стандарту»: ADOS-II и ADI-R.

 

Частыми жалобами со стороны родителей являются:

·         малыш не реагирует на обращение, создает впечатление глухого ребенка;

·         ребенок не смотрит в глаза;

·         отсутствуют первые слова, фразы, обращенная речь;

·         регресс речевого развития (когда малыш уже говорил, но вдруг замолчал);

·         хлопанье себя по щекам, укусы самого себя;

·         повторяет одни и те же слова, движения;

·         сторонится других детей, не играет с ними;

·         предпочитает уединение;

·         не любит перемены и агрессивно на них реагирует.

 

Простой  тест  на аутизм  у  детей
Этот тест является самым простым среди всех, но его результаты являются достаточно расплывчатыми. Специалисты рекомендуют проводить этот вид проверки совместно с другими методами тестирования.
Тест состоит из двух частей, первая из которых предполагает наблюдение за ребенком, вторая – совместное выполнение некоторых действий.

Вопросами первой части теста являются:

·         нравится ли малышу сидеть на коленях взрослых;

·         нравятся ли ребенку родительские объятия;

·         увлекается ли он детскими играми;

·         контактирует ли ребенок со своими сверстниками;

·         имитирует ли определенные действия или звуки при игре;

·         использует ли указательный палец в качестве указки, для того чтобы обратить внимание окружающих на какой-либо предмет;

·         приносит ли малыш игрушки или другие предметы, чтобы обратить на них родительское внимание.

Следующая часть этой программы требует вовлечения родителей.

Заданиями второй части теста являются:

·         Покажите ребенку пальцем на предмет, внимательно наблюдая при этом за его реакцией. Детский взгляд должен устремиться к указываемому предмету, а не остановиться на родительском пальце.

·         Пронаблюдайте при совместной игре, насколько часто малыш смотрит вам в глаза.

·         Предложите ребенку приготовить чай или другое блюдо в игрушечной посуде. Вызовет ли данное предложение у него заинтересованность.

·         Дайте малышу кубики и попросите соорудить башню. Откликнется ли он на это предложение.

Склонность к аутизму считается достаточно высокой, если при проведении этого теста большинство ответов были отрицательными.

К каким врачам надо обращаться, если обнаружилась похожая проблема

Заподозрить аутизм может  врач-педиатр. Подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает больных детский психиатр по месту жительства. Консультируют специалисты врачи - невропатолог, психолог, ЛОР.

 

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

·               осмотр ребенка отоларингологом (ЛОР) и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости,

·               ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками,

·               УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания.

·               проведение тестов со специальными опросниками  ADOS-II и ADI-R психологом.

Для уточнения непосредственной причины РАС детям и подросткам с уже установленным диагнозом может быть рекомендовано генетическое обследование. Его составляют по индивидуальному плану с привлечением врачей-генетиков или других специалистов.

                                                   

Врач детский психиатр 

ОГБУЗ «Губкинская ГДБ»                                            Лозовой В.С.


Возврат к списку


Приемная главного врача

+7 (47241) 4-74-31

Регистратура

+7 (47241) 4-23-46

+7 (47241) 4-78-69

Прием вызовов (с 8-00 до 12-00)

+7 (47241) 4-23-49

+7 (47241) 4-78-73

309183, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Космонавтов, дом 4

detskaya.bolnitza@yandex.ru

Полная информация и схема проезда